Мошенничество в интернете — популярнейший вид преступлений в мире. Злоумышленники отличаются от классических грабителей и воришек высоким интеллектом и цифровой грамотностью. Поймать их нелегко, ещё сложнее посадить. Законодательная база часто не поспевает за изобретательностью сетевых злоумышленников. Только вы способны позаботиться о своих финансах и приватной информации.

Хакеры не скупятся на самые хитрые способы добычи сведений:

  • номеров банковских карт;
  • личной информации;
  • паролей от почты и различных аккаунтов.

Признаки, что вас хотят обмануть: на что обращать внимание?

     Стоит повысить бдительность, когда во время общения с незнакомцем, будь то переписка или телефонный разговор, вам что-то очень активно предлагают, рассказывают о ваших проблемах и, самое главное, призывают к немедленным действиям. Если вас торопят перевести деньги, назвать номер счёта или иного документа, что-то куда-то отправить, открыть какую-то ссылку, и при этом нужно сделать это срочно, то остановитесь и задумайтесь. Перепроверка информации занимает от нескольких минут до нескольких секунд.

     Если вам сообщили, что проблемы у близкого человека, перезвоните ему и уточните. Если якобы сотрудники службы безопасности какой-либо организации говорят, что проблемы у вас, перезвоните в организацию. Если вам пишет друг, говоря, что у него проблема: перезвоните ему и уточните — возможно, его взломали.

     Также обращайте внимание на подозрительные сайты. Особенно, если на странице вас призывают к активному и решительному действию. Иногда это может быть маркетинговый ход, но особенно стоит насторожиться, если у вас требуют деньги, а перевод предлагают выполнить через всплывающее окно.

     Если вы всё-таки стали жертвой кибермошенников и недосчитались на своём счету круглой суммы, то сохраняйте спокойствие. Необходимо выяснить, что именно произошло. Возможно, вы обнаружили, что у вас списали деньги с карты. Не исключено, что вы отправили средства «липовому» интернет-магазину. Или у вас выманили кругленькую сумму через переписку в соцсетях или во время телефонного разговора.

     Что бы ни случилось, важно сохранить всю информацию. Сделайте скриншоты переписок, сайта фальшивого магазина, номера счёта, куда были отправлены средства, сохраните телефон, с которого вам звонили. Это будет служить и доказательством и зацепкой, что в отношении вас совершено противоправное действие. Далее действовать нужно через банк и полицию. Следуйте инструкции:

  1. Свяжитесь с банком и попробуйте отменить операцию.
  2. Заблокируйте возможности операций со счетами и картами.
  3. Запросите детализацию в банке с расчётного счета. Если средства ушли в другой банк, напишите заявление о приостановке платежа и возврате средств.
  4. Напишите заявление в полицию о хищении денежных средств. Также потребуется выписка из банка для подтверждения и детализация расходов.

Самое главное — предотвратить дальнейшую утечку средств. Есть небольшой шанс, что удастся вернуть похищенные деньги. Если мошенничество совершено через социальные сети, то свяжитесь с администрацией и передайте всю информацию о злоумышленнике. Также поменяйте пароль на более надёжный. Но наиболее надежный способ — это превентивные меры по кибербезопасности. Соблюдение простых инструкций убережёт вас от новых мошенников.

Киберпреступность прошла долгий путь развития, и сегодня в арсенале мошенников масса способов по добыче банковских и личных данных граждан. Не говоря о способах использования этой информации для личной наживы.

Последствия для жертвы таких злоумышленников необратимы. Преступники не стесняются действовать через детей. Вы сможете уберечь себя и близких от кибермошенничества с помощью несложных методов кибербезопасности:

  1. Ставьте защиту на телефон, компьютер и даже сим-карту. В случае утери или кражи устройства злоумышленники не смогут получить доступ к информации.
  2. Не разглашайте информацию, связанную с паролями, счетами и банковскими картами. Мошенники любят представляться работниками банка и рассказывать, как с вашего счёта пытались увести деньги. Положите трубку и обратитесь по официальному номеру банковской организации, чтобы уточнить информацию.
  3. Запоминайте пароли и не полагайтесь на автосохранение. Пароли должны быть надёжными и отличаться для каждого сайта. Закрывайте доступ к личным страницам от посторонних.
  4. Не отвечайте на письма от сомнительных отправителей и не переходите по подозрительным ссылкам на опасные сайты. Установите антивирус: он не только защитит от вредоносного ПО, но и предупредит о подозрительном ресурсе.
  5. Берегите детей от мошеннических действий. Предупредите об угрозах и расскажите, на что обращать внимание. Договоритесь о родительском контроле ради безопасности ребёнка.

     Соблюдение большинства правил затрудняет взаимодействие с техникой. Но если вам есть что беречь, то лучше потерпеть небольшие неудобства, которые со временем станут привычными, а взамен обрести уверенное чувство безопасности. А главное — избежать неприятных проблем, последствий кибермошенничества.

     Дальневосточным юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации разработаны социальные видеоролики по профилактике в сфере информационно-телекоммуникационных технологий мошеннических схем: «Направление, электронных писем, сообщений и звонки от имени различных фондов», «Игра на бирже», «Звонок от сотрудника правоохранительных органов», «Звонок из службы безопасности банка». 

    Центральным Банком Российской Федерации, разработаны информационные материалы, направленные на повышение уровня финансовой киберграмотности населения в целях противодействия мошенничеству и хищениям с использованием методов социальной инженерии.

    Материалы доступны для скачивания по ссылке: https://finclass.info/_wt/cybergram